ОСКАР КЛОД МОНЕ

 

 

Онфлёр
Крестьянский двор недалеко от Онфлёр
1864г 38х46см
Частная колллекция
Онфлёр - средневековый порт и один из самых красивых и наиболее привлекательных городов Нормандии. Этот прибрежный город был очень популярен в среде художников-маринистов . В Онфлере побывали Буден, Добиньи, Курбе, Сислей, Коро, Труайон, Диаз, Базиль, Моне и многие другие художники. В 1864 году чудесное лето в этом местечке провели Моне и Базиль. Моне был счастлив: «Каждый день я совершаю новые открытия, и каждое из них прекраснее предыдущего. С ума можно сойти, до чего мне хочется работать, просто голова кругом идет!» А Базиль пребывал в восторге от увиденного:«Этот край — настоящий рай. Нигде на свете больше нет таких роскошных лугов и таких прекрасных деревьев. Повсюду бродят коровы и лошади, которых никто не привязывает. И все это обилие зелени особенно восхитительно смотрится на фоне моря, вернее, широко разлившейся Сены…» Позже Базиль уезжает в Париж , а Моне в Онфлёре пишет часовню в Нотр-Дам-де-Грас, ферму, лодочный причал, шлюпки, Рю Баволь и виды близ Сен-Симон. Сейчас в этом живописном месте, как и много веков назад, расположен старинный порт. Одно из главных достопримечательностей Онфлёра - церковь Святой Екатерины. Это самая большая деревянная церковь во Франции. Церковь строили местные кораблестроители, а дерево брали из местных лесов. Так как храм создавали судостроители, то изнутри он напоминает перевернутый старинный корабль времен викингов. В деревянной часовне церкви распологается музей Эжена Будена, где помимо его работ представлены также картины Курбе , Моне, Дюфи и других художников, писавших свои полотна с видами Онфлёра.
Клод Моне Сад в Сен-Адрес 1867г
Сад в Сен-Адрес
1867г
Сент-Адресс - небольшая рыбацкая деревушка, на побережье Ла-Манша, где у тётки Моне находилось небольшое поместье. Сад в Сент-Адресс Моне рисовал, когда ему было 26 лет. Это было время, когда он и его друзья в Париже пытались найти новые способы видеть и изображать современную жизнь. Так как Сент-Адресс располагался недалеко от Гавра, то он стал одним из наиболее популярных мест отдыха интеллигенции. Многие богатые торговцы и судовладельцы Гавра строили или покупали здесь дома. Здесь имела виллу Сара Бернар. Знаменитые художники изображали окрестности Сент-Адресса на своих полотнах. Здесь писали Коро, Стивенс, Бюфи... Одними из самых известных полотен с видами Сент-Адресса стали картины Клода Моне "Цветущий сад в Сент-Адресс" 1866г. и "Терраса в Сент-Адресс" 1867г.
Лягушатник - Гренуйер
Гренуйер.
1869г
Metropolitan Museum of Art, New York City
Буживаль - пригород, расположенный в 15 км западнее Парижа. В Буживале зарождался импрессионизм - утопающий в зелени "Лягушатник" писали Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро. Лодки, мостики, сверкающая водная гладь, дамы в шикарных платьях - этот сюжет Моне избрал для своей картины, которую позже хотел выставить на Салоне 1870 года в Париже. Клод Моне очень часто здесь работал на пленере вместе с Ренуаром, Здесь он написал "Мост в Буживале", "Сена в Буживале", и, конечно, знаменитый "Лягушатник".
Побережье Трувиль 1870г
Побережье Трувиль
1870г
Трувиль - расположен в 220 км от Парижа. Раньше на месте Трувиля располагалась небольшая рыбацкая деревушка. С приходом в Трувиль железной дороги, в 1863 году, это место начинает привлекать к себе всё больше искателей красивых видов. Здесь отдыхали Александр Дюма - отец, Гюстав Флобер. Эжен Буден много писал здесь людей на песке, а Курбе рисовал прекрасные пляжи и рыбацкие лодки.
Чудесные виды Трувиля, его набережные и отели на своих полотнах запечатлел Клод Моне. В 1870 году, он, остановившись вместе с Камиллой и их сыном в скромной гостиннице "Тиволи" в Трувиле написал свои картины "Камилла на побережье", "Hotel des Roches Noires, Trouville"(Отель Де-Рош-Нуар в Трувиле), "Побережье в Трувиле" и многие другие.

 

 

Клод Моне Мост Ватерлоо Лондон 1899г
Мост Ватерлоо Лондон
1899г 65х92см
Санта Барбара Музей искусств
Лондон - город в Англии, куда осенью 1870 года приезжает Клод Моне и знакомится с Дюран-Рюэлем. Там же он встречает Добиньи и Писсарро, с которым работает над видами Темзы и туманами Гайд-парка. Моне очень полюбились туманы Лондона: "Да, я обожаю Лондон. Он как масса, как ансамбль, и при этом такой простой. Больше всего мне нравится лондонский туман. Как английские художники девятнадцатого века могли писать свои дома кирпич за кирпичиком? На своих картинах они изображали кирпичи, которые они не могли даже видеть. Лондон я люблю только зимой. Летом город хорош своими парками, но это не идет ни в какое сравнение с зимой и зимними туманами: без тумана Лондон не был бы красивым городом. Туман придает ему удивительную масштабность. Под его таинственным покровом однообразные, массивные кварталы становятся грандиозными".
В Лондон Моне вовращается в 1899,1900 и 1901гг чтобы опять рисовать мосты, Парламент и виды Темзы, пронизанные туманами, которые так полюбились художнику.
Аржантёй 1875г
Аржантёй
1875г 67х56см
Аржантей. С декабря 1871 по 1878 год Клод Моне жил в Аржантёе, селе на правом берегу реки Сены недалеко от Парижа. Это место было очень популярно у парижан, которые с удовольствием проводили там свои воскресные прогулки. В Аржантёе Моне написал много своих известных работ, основными темами которых становятся парусные лодки, различные виды железнодорожного моста и чудесные пейзажи с окрестностями Аржантёя.
Моне говорил:"Мне тогда удалось особенно удачно продать одну картину, так что я сразу получил сумму, необходимую для покупки лодки. На ней я соорудил нечто вроде дощатого шалаша, в котором места хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт…" Здесь он пишет свои замечательные работы: "Регата в Аржантёе", "Сирень на солнце", "Лодки в Аржантёе", "Мост в Аржантёе", "Поле маков у Аржантёя" и многие другие... В Аржантёй у Моне бывали Эдуард Мане и Сислей, часто приезжал Ренуар. Они много работали вместе, а совместный живописный опыт повлиял не только на манеру письма каждого из них, но и на развитие всего импрессионизма в целом.
Большой пирс в Гавре 1872г Эрмитаж
Большой пирс в Гавре
1872г
Эрмитаж Санкт-Петербург
Гавр - город во Франции, куда в 1845 году из Парижа переехала семья Клода Моне,когда ему было 5 лет. Этот прибрежный город в Нормандии имел большое значение для Моне, где он провёл своё детство гуляя вдоль пляжей и наблюдая за быстро меняющейся погодой и природой. Всё детство прошло на фоне прерасного моря, что несомненно отразилось на творчестве художника. Здесь Моне встретил пейзажиста Эжена Будена,который убедил Клода Моне попробовать рисовать на природе, внимательно наблюдать и правдиво передавать увиденное. «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать», – писал Моне Будену в 1892 году. А 1872 году Моне, после своих поездок в Париж, Онфлёр, Буживаль, Трувиль, Лондон, Голландию и Аржантей оказался снова в Гавре. Ранним утром во время восхода солнца, заставляющего пылать всё небо красным пожаром, Моне пишет "Впечатление. Восход солнца"...
К сожалению, во время Второй мировой войны Гавр практически весь был разрушен. В настоящее время он полностью восстановлен, а музей современного искусства имени Андре Мальро славится второй по величине коллекцией работ импрессионистов. В собрании музея имеется более 200 картин французских художников. В галерее представлены полотна Клода Моне, Будена, Делакруа, Мане, Курбе, Ренуара, Сера, Дега, Сислея, Писсарро, Матисса и Дюфи.
Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже 1877г
Вокзал Сен-Лазар в Париже
1877г 54х73см
Лондон Национальная галерея
Париж - столица Франции, где в ноябре 1840 года родился Клод Моне. После своего детства, проведённого в Гавре, он вернулся в Париж в 1859 году, чтобы учиться живописи. Часто бывая в пригороде Парижа, он постоянно приезжал в Парижскую студию, где работал над серией работ - городских пейзажей с изображением вокзала Сен-Лазар. В 1873 году в Париже Моне пишет свою знаменитую картину "Бульвар Капуцинок". В Париже Моне неоднократно встречался с самыми значимыми художниками своего времени: Ренуаром, Базилем, Сислеем, Мане, Писсарро и Курбе. Клод Моне участвовал в различных Парижских выставках, его работы были представлены на знаменитых Салонах. Он стал одним из основателеЙ группы независимых художников и одним из основоположников импрессионизма.
Клод Моне Церковь в Ветей
Церковь в Ветей
1878г 65х55см
Национальня галерея Шотландии
Ветей - небольшой городок недалеко от Парижа. Годы, проведённые в Ветее для Моне были очень сложными, но продуктивными. В этот период , который, как считается, был поворотным моментом в жизни художника, Моне страдал после смерти своей жены и от постоянных финансовых трудностей. Мрачный момент в жизни Моне усугубляла и очень холодная зима - одна из самых суровых зим в истории. Температура опустилась настолько низко, что Сена замёрзла. Как только наступила оттепель, огромные глыбы льда начали пробиваться вниз по реке, врезаясь друг в друга с огромной силой. Моне непрестанно работал в течении всей этой зимы, захваченный этим красивым и жутким спектаклем. Но несмотря на это Моне снова и снова возвращался сюда, так, летом 1901 года он постоянно призжал в Ветей на этюды. Жан Пьер Ошеде вспоминал: «Он словно возвращался к своей первой любви. Каждый день он велел везти его туда на автомобиле. Шофером обычно был я. В этих приятных прогулках постоянно принимали участие моя мать и моя сестра Жермена. У меня сохранились о них самые лучшие воспоминания, ведь это были последние дни, когда мать сопровождала Моне на его этюды». В этот год, до осени, Моне пише более десяти картин с видами Ветея и чаще всего деревенской церкви, рядом с которой была похоронена его первая жена Камилла.

 

 

Скала в Гранивале близ Фекама 1881г
Скала в Гранивале близ Фекама
1881г
Фекам (Fecamp) - небольшой городок вдоль побережья Нормандии. Его называют алебастровым побережьем. Он славится своими величественными 110-метровыми скалами, похожими на скалы Дувра в Англии. Небольшой маленький рыбацкий порт сейчас вырос и стал большим, но пляжи и природа не потеряли от этого своей привлекательности. В 1881 - 1882 годах Клод Моне жил в Пуасси, недалеко от Фекама, на вилле Сент-Луи, и изобразил виды Фекама на своих полотнах, увековечив длинную изогнутую линию скал, переходящую в море.
В Фекаме располагается музей "Дворец Бенедиктина", а главной достопримечательностью города является готическая церковь Святой Троицы 13 века, в которой хранится сосуд с каплями крови Иисуса Христа.
Прогулка по скалам Пурвиля 1882г
Прогулка по скалам Пурвиля
1882г
Пурвиль - небольшой приморский курорт, побережье которого в 1882 году Клод Моне часто изображал на своих картинах. Поселившись в Пурвиле на вилле "Жюльетта" и проведя лето в кругу своей семьи, Моне работал плодотворно как никогда. Результатом его усилий стал целый цикл работ с изображением церкви в Варанжевиле, домика таможенника, утёсов Айи и скал Пурвиля.
Жан Пьер Ошеде позже вспоминал: «У меня сохранилось множество детских воспоминаний о днях, проведенных в Пурвиле. Какими вкусными и красивыми были галеты папаши Поля — местного кондитера, — и как аппетитно выглядели они на натюрморте Моне. И какой ласковый был щенок грифона у мамаши Поль — между прочим, именно его она держит на коленях на портрете кисти Моне, где он кажется совершенно живым, хитрющим, но в то же время послушным». Ещё он вспоминал, что его сесра Бланш попробовала тоже заняться живописью, как папа Моне, который считал, что девушка несомненно талантлива. 18 января 1897 года Моне снова в Пурвиле:«Море сегодня восхитительно в своей ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…»
Скала Игла, вид сквозь Порт д'Амон 1885г
Скала Игла, вид сквозь Порт д'Амон
1885г
Этрета - небольшой город во Франции. Утёсы, пещеры, бухты на берегах Ла-Манша образуют необыкновенной красоты природный ансамбль.
Мопассан писал: «Вытянутый в форме полумесяца, маленький городок со своими белыми скалами, белым песком и синим морем спокойно раскинулся под солнцем. На обоих концах полумесяца расположилось по порту: справа маленький, слева большой, словно в спокойную водную гладь ступила, с одной стороны, чья-то карликовая ножка, а с другой — ножища великана; пик, почти такой же высокий, как прибрежный утес, широкий внизу и тонкий вверху, возносит в небеса свою острую иглу…»
Здесь жили Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Александр Дюма. Очень популярно это место было и среди художников. Скалы Этрета можно узнать на картинах Мане, Делакруа, Коро, Будена и Курбе. Сюда приезжали Синьяк, Валлотон, Дюфи, Матисс, Жорж Брак. Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Его притягивали драмматические скалы и горные арки. Моне жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883 году, 1885 году и 1886 году.
В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в газете «Жиль Блаз» 28 сентября 1886 года писал: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений, — говорится в ней. — На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении. По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое. Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»
А до этого, в 1883 году, остановившись в гостинице "Бланке", Моне посетил Этрета с планами создать серию морских пейзажей Нормандии: " Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе..." Он действительно потрясающе написал удивительные виды Этрета: "Утро в Этрета", "Этрета.Закат","Скала Игла в Этрета", "Маннпорт,скала в Этрета", "Порт д'Аваль, бурное море"...
Необыкновенные огромные скалы, пронизанные причудливыми арками, потрясающие закаты, прибой на галечном пляже и сейчас привлекают множество людей, которые мечтают насладиться видами этого изысканного места.

 

 

Bodihgera_65 x 81_cm_1884_Art Institute of Chicago_Chicago
Bodihgera
65x81cm 1884г
Art Institute of Chicago Chicago
Бордигере - это небольшой город на средиземноморском побережье Италии, на самой границе с Францией.
Моне и Ренуар ездили туда в 1883 году, чтобы рисовать пышную листву, яркий свет и пальмы. В письмах к Алисе Ошеде, Моне пишет: «Чувствую себя препаршиво. Никак не получается ухватить колорит этой страны. Временами меня охватывает какой-то страх — ощущение, прежде мне неведомое. Здесь нужна палитра, состоящая из бриллиантов и прочих драгоценностей…» Несмотря на всё это Моне за 10 недель в Бордигере написал 35 работ и ёще 11 картин во Французской Ревьере по пути домой.
Тополя на берегах Эпте 1891г
Тополя на берегах Эпте
1891г 65х100см
Живерни - это небольшая деревушка на берегу Сены. Моне начал снимать дом в Живерни с 1883 года и в 1890 году купил его. Моне поселился здесь вместе с Алисой Ошеде и их совместными восемью детьми. На новом месте он сразу написал «Пейзаж в Вийе близ Вернона», «Дом у старого моста в Верноне», «Вид на церковь в Верноне» и разнообразные небольшие полотна с изображением цветочных букетов, которые отправлял Дюран-Рюэлю для украшения его дома в Париже.
Моне очень нравились виды здешних мест. Они вдохновили его на создание серий работ "Стога сена в Живерни", "Маковое поле в Живерни", "Тополя"... В конце 1890-х годов основной темой творчества Моне стал его прекрасный сад, который он посадил и собрал в нём колекцию редких растений. На его полотнах всё чаще появляется младшее поколенее семейства Моне и Ошеде.
Осенью 1894 года Моне приглашал к себе в Живерни Сезанна: «Приходите обязательно! Я на вас рассчитываю в эту среду, 28 ноября. Будут только свои». В то время время у Моне часто бывали Жеффруа, Мирбо, Роден, Клемансо...
Моне много путешествовал, но всегда с огромной радостью возвращался в Живерни. Он всё чаще погружается в мир прекрасных растений и таинственную водную гладь своего сада. «Мой главный шедевр — это мой сад!» — впоследствии говорил Моне. Его героями становятся "Ирисы в Живерни", "Плакучие ивы", "Японский мостик" и прекрасные "Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового". Ещё в конце 90-х он начал писать свои знаменитые "Кувшинки", которые в конце жизни трансформировались в прекрасную монументальную серию - панно с изображением впечатления от созданного художником водного царства в своём саду. Часто эту серию называют "Сикстинской капеллой импрессионизма". Сейчас знаменитая серия работ «Les Nympfeas», состоящая из восьми панно, написанных в Живерни, находится во Франции, в музее Оранжери, расположенном в Парижском парке Тюильри и является его главной ценностью и жемчужиной.
Фреслин
The Grand Creuse by the Brodge at Very
73x92cм 1889г
Philadelphia Museum of Art Philadelphia
Фреслин - городок, в котором в 1889 году Клод Моне провёл почти три месяца в местной гостинице. Целыми днями он работал на свежем воздухе, а вечера проводил в компании Роллина, с которым подружился.
Фреслин - это скалистое место, с глубокими долинами и крутыми склонами, с суровым, ветренным, дождливым и холодным климатом. Моне завершил здесь двадцать четыре полотна, которые были написаны им в каждодненвной борьбе со стихией. Долина Крез во Фреслине стала полем битвы с капризной погодой, из которой Моне вышел несомненно победителем.
Клод Моне Руанский собор 1894г
Руанский собор
1894г
Руан - один из самых старейших городов Франции, историческая столица Нормандии. Этот город называют «городом ста колоколен». В Руане очень много музеев и достопримечательностей. Здесь в 1431 году англичанами была сожжена на костре Жанна Д’Арк.
Руан вдохновил Клода Моне на создание знаменитой серии его полотен посвященных Руанскому Собору.В феврале 1892 года Моне совершил поездку в столицу Нормандии. Посещение Руана стало для него настоящим откровением. Под впечатлением от Руанского собора он создает свою знаменитую серию - порядка 30 полотен с изображением этого готического великолепия: «Все, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары — на меня падал собор, а я все никак не мог понять, какого он цвета — голубой, розовый или желтый…»
В феврале 1893 года он снова возвращается в Руан, где заканчивает серию картин, начатую годом ранее, и, поселившись в гостинице "Англетер", начинает новую.
В настоящее время в Музее изобразительных искусств представлена очень богатая коллекция произведений Модильяни,Веласкеса, Рубенса, Ренуара, Делакруа, Моне.
Клод Моне Гора Колсаас Норвегия1895г 65х100см Париж Музей Мармоттан
Гора Колсаас Норвегия
1895г 65х100см
Париж Музей Мармоттан
Сандвикен В январе 1895 года Моне предпринял путешествие в Норвежский Сандвикен, где его встретил Жак Ошеде. Облаченные в медвежьи шкуры, Моне и Жак исследовали горы на лыжах и санях, запряженными лошадьми. Там появилась на свет восхитительная серия более чем из 20 работ: «Гора Колсаас».
Моне пишет: «Сегодня у нас тут был туман, потом светило солнце, потом пошел снег, а потом все вокруг потемнело, и все это — в течение одного дня, и не всегда в те часы, когда этого ждешь. Но раз уж я решил кое-что привезти из Норвегии, то работаю то над одним, то над другим, стараясь угнаться за изменчивой погодой…» «Чувствую себя превосходно… Начал работу над восемью полотнами… Все-таки здесь дьявольски красиво! Писал под снегопадом… Вы бы от души посмеялись, если бы посмотрели, как я стою, весь белый, с заиндевевшей бородой, похожей на букет сталактитов…»
At Val Saint-Nicolas near Dieppe_65 x 100_cm_1896_Private collection
At Val Saint-Nicolas near Dieppe
65x100cm 1896г
Private collection
Дьепп - небольшой курортный город на северо-западе Франции. В окрестностях Дьппа писали свои картины Боголюбов, Коровин, Петров-Водкин, Делакруа, Писсарро, Ренуар, Моне, Гоген, Дега.
Огромную популярность этот курорт имел и у писателей. Его посещали Шатобриан, Флобер, Тургенев, Дюма-сын, Оскар Уайльд , Марсель Пруст, Вирджиния Вулф, Виктор гюго.
The Palazzo Ducale 1908г
The Palazzo Ducale
1908г
Венеция - Моне приехал сюда со своей второй женой Алисой осенью 1908 года и поселился в отеле "Британия". Он написал около 36 видов легендарных каналов Венеции, её площадей и дворцов. Он лихорадочно рисовал каждый день с раннего утра и до конца дня, продолжал изучать цветные отражения на воде, подчеркивая волшебную атмосферу, в которой здания теряли чёткий образ и, как-бы, растворялись: «Какое несчастье, что я не приехал сюда, когда был молодым и дерзким! Но все равно я провел здесь прекрасные минуты, почти забыв о том, что я старик…» Многие из этих картин, начатых в Венеции, он закончил уже спустя три года во Франции, в своей студии в Живерни.